Об этом «ЯрНьюс» беседует с заместителем губернатора Ярославской области Юрием Бойко.
Еще несколько лет назад социальные сети были «терра инкогнито» для политиков. В лучшем случае их аккаунты вели преданные пресс-секретари, а сами политики красовались перед телекамерами федеральных и местных телекомпаний. И вот, что называется, прорвало. Большинство представителей истеблишмента Ярославской области завели свои странички в социальных сетях. При этом наблюдается интересная закономерность. Особую активность проявляют те, кто относится к действующей власти. И почему-то зачастую молчит оппозиция.
- Ярославская оппозиция действительно в социальных сетях представлена мало, - говорит заместитель губернатора Юрий Бойко. - Никак себя не обозначил депутат Государственной Думы РФ, справедливоросс Анатолий Грешневиков. Он предпочитает действовать по старинке – пишет огромное количество запросов, иногда проводит встречи с избирателями. Не очень активны коммунисты, хотя недавно все-таки зарегистрировали своего лидера Александра Воробьева. Давно ведет страничку Эльхан Мардалиев. Оба депутаты Ярославской областной думы. Несколько раз в течение года по определенным датам коммунисты выводят своих сторонников на митинги. И это все. Причем последний митинг 7 ноября вообще остался малозамеченным в сети. Совсем потерялся Василий Цепенда, пришедший в областную Думу на место Бориса Немцова. Вот уж кто активно работал в соцсетях, так это Борис Ефимович!
- А как они должны себя позиционировать?
- Инструмент у всех одинаковый. Чтобы начать себя проявлять, достаточно зарегистрироваться в соцсетях, принципы работы можно понять быстро. Информация распространяется бесплатно, аудитория огромна. Например, у меня с Сергеем Балабаевым (депутат-оппозиционер Ярославской областной думы) по несколько тысяч друзей в фейсбуке. Мы сами уже как СМИ работаем. И у нас с ним даже 1000 общих друзей. Мы можем своими постами влиять на восприятие мира друг друга, своих друзей, других посетителей. Конечно, мы и в реальной жизни можем это сделать, но сеть – это оперативный инструмент.
Илья Осипов, Павел Исаев и Роман Фомичев (депутаты Ярославской областной думы) начали тему капремонта – в итоге последовали определенные решения. Кстати, Фомичев очень активен, и создает в сетях довольно содержательную конкуренцию как власти, так и внутри оппозиции. Если бы не он, можно было бы уже серьезно заявить о том, что Сергей Балабаев монополизировал соцсети со стороны оппозиции. Да, фейсбук – это не средство массовой информации, но СМИ зачастую берут горячие инфоповоды именно оттуда. Вот и проявляй себя как политик! Но активности со стороны оппозиции здесь мало. Что странно.
- Доверие к страничке в сетях есть в том случае, если ее ведет сам политик, «живет» на ней, комментирует, отбивается от нападок и оскорблений…
- Да, это так. Все знают, что аккаунты многих Губернаторов ведут пресс-службы. И это понятно, нет соответствующей привычки в силу возраста, нехватка времени. Хотя, например, Кировский Губернатор Никита Белых очень активен в этом смысле. И его «живой» аккаунт очень популярен.
У нас тоже есть очень «живые» аккаунты.
Страница Александра Грибова (председатель Ярославской общественной палаты) «живая». Я бы сказал, что сегодня в социальных сетях он один из лидеров по Ярославской области. Илья Осипов (заместитель председателя Ярославской областной думы) сам пишет. Он тоже «живой». Павел Исаев (заместитель председателя Ярославской областной думы) «живой». Недавно на эту стезю вступил Алексей Малютин (первый заместитель мэра Ярославля). И, как это свойственно новичкам, стремится ответить всем на все, даже ночью посты пишет по дороге с работы домой. Не боится никаких вопросов. Это, наверное, тоже перебор, надолго ли хватит сил?
Какое-то время в сетях доминировали гражданские активисты, культурная общественность, журналисты. Сейчас нет. Представители власти, чиновники, депутаты, партийные лидеры учатся работать через соцсети. Это открытость, это простота, это скорость. Это очень интересный процесс. Ведь это элемент реальной политики. Здесь нельзя обмануть, потому что тебя сразу на этом поймают.
Я к чему это говорю. Если кого-то из политиков не показывают по телевизору и не пишут в газетах, это сегодня уже мало что значит. Можно заявить о себе через социальные сети, через личные контакты. Время изменилось. Да, представителя власти можно поймать на улице, обратиться к нему напрямую, прийти на личный прием, но охват не тот, и сейчас уже другие коммуникации работают. И они эффективны. Такая электронная демократия.
Да, у нас нет своего Нила Ушакова (мэр Риги), который пишет что-то в фейсбуке и получает сразу несколько тысяч лайков. Но Нилом Ушаковым вполне может стать Алексей Малютин. Кстати, Малютин чутко реагирует на общественное мнение и очень оперативно принимает решения. Вспомните, как он уволил директора департамента архитектуры мэрии Ярославля? Все началось с фейсбука. Капитальный ремонт тоже начался с фейсбука. Разборки с медициной – с фейсбука. Тему капитального ремонта многоквартирных домов жестко отработали в сетях именно депутаты – единороссы, потому что действительно работа по капитальном ремонту велась недостаточно эффективно. И мы не можем врать людям, не можем защищать тех, кто сам себя топит. Но теперь и депутатов можно проверить – один раз влезли на крышу ради точечного PR или готовы работать системно в этой сфере, как например депутат муниципалитета Ярославля Олег Ненилин?
Это как раз и говорит о том, что у нас есть публичная реальная политика. И у всех, кто в ней, равные шансы задать повестку.
Так складывается далеко не во всех регионах. В других областях, может быть это губернатор, на которого пашет вся пропагандистская машина. Есть еще одна-две звездочки. А у нас таких звездочек много.
Главные редакторы СМИ сегодня тоже живут контентом, который создается в сети. В Ярославской области уже очень много людей, которые умеют этим пользоваться. И замолчать сегодня нельзя ничего.
- Ярославская область – территория реальной политики. Звучит красиво. А что это нам дает?
- Система, когда политики реально конкурируют друг с другом, более устойчивая, и как это не парадоксально звучит, более предсказуемая. Вспомните 2011 год. Городская власть крепкая. Областная власть железобетонная. Оппозиция где-то в подполье. «Хлоп!», и снесло. Если партию власти никто не будет подталкивать, если она не будет наращивать мускулы в реальных противоборствах с политическими конкурентами, это может закончиться плохо. В Ярославской области этого не произойдет.
Почему некоторые кандидаты-единороссы поначалу так бледно выглядели на выборах в Костроме? Да потому, что кандидаты-оппозиционеры даже бюджет области знали лучше, чем они. И им пришлось перестраиваться, стараться быть лучше, чтобы убедить избирателя.
А у нас депутаты «рубятся» с завсегдатаями фейсбука, невзирая на лица, ни одну из язвительных реплик стараются не оставляют без ответа, хотя бывает и идет откровенный «троллинг». Смело идут на любые дебаты, в том числе и с коллегами по партии. Сегодня есть форматы, которые позволяют каждому политику заявить о себе, вне зависимости от того, дана ли ему отмашка старшими товарищами. Это и есть публичная реальная политика. Никто никого не может «заткнуть», дескать, не твоя очередь.
Одна проблема – не все политики этим пользуются, по старинке думая, что мелькнут два раза в телевизоре, и это прибавит им сразу тысячи голосов. Реальная политика – это ежедневная работа. И социальные сети – это как проверка на дееспособность.
Ярньюс.Нет – Ярославль
Подписаться ВКонтактеПодписаться в Telegram
Подписаться на рассылкуСообщить новость