Экспозиция раскрывает тему сакрального в творчестве современных московских художников - как можно изобразить неизобразимое.
Экспонаты предоставлены Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» (Москва).
На выставке представлены произведения 16 авторов, от современного классика Виктора Калинина, обратившегося к евангельской тематике, до высказывающегося на языке актуального искусства Гора Чахала. Его хитроумная инсталляция-ребус сочетается в пространстве экспозиции с пронзительными скульптурами покойного Лазаря Гадаева. Игра в примитив Елены Черкасовой контрастирует с эстетским техницизмом псевдопергаментов Валерия Харитонова. Пастозные притчи Натальи Нестеровой соседствуют с прозрачным экспрессионизмом Ирины Старженецкой. Но экспозиция не выглядит эклектичной, напротив, она связана крепким узлом одного вопроса: как можно изобразить неизобразимое.
Авторское осмысление всем известных сюжетов решается и средствами традиционного изобразительного искусства, и языком символической пространственной композиции. Занимаясь не столько отображением персонажей или сюжетов Священной истории, сколько мыслительной работой по запечатлению незримых субъективных ощущений, авторы создают неканонические произведения, которые не соответствуют привычным представлениям о религиозном искусстве. Слова Иосифа Бродского "Все поэты - еретики" художники будто готовы примерить на себя, творя вне и поверх канона. Однако сказано: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11:1). Зрителю остается поверить художнику и разделить с ним его прозрения, подчас кажущиеся не слишком каноническими.
Прямая речь / «Обратиться к теме сакрального сегодня побудило то обстоятельство, что в последние пять-семь лет тема «искусство и религия» неожиданно стала смыслообразующей для большого количества выставок. Кроме «Образа иконы» (Москва, 2013), легко приходят на память провокативный проект «Верю» на «Винзаводе» (Москва, 2007), призывающее к согласию «Двоесловие /Диалог» в Татьянинском храме при МГУ (Москва, 2010), авторское высказывание Гора Чахала «Хлеб Неба» в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 2011), междисциплинарную инициативу «Искусство и религия в пространстве современной культуры» в Российской академии художеств (Москва, 2013), организованные Маратом Гельманом «ICONS» в санкт-петербургском лофте «Ткачи» (Санкт-Петербург, 2013) и рождественский фестиваль «Дары» в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева (2013-2014). Все эти экспозиции, разнящиеся по пафосу и составу участников (за редкими исключениям), объединяет одно – желание создать вместо выставки то, что историк византийского искусства Алексей Лидов называет «иеротопией», то есть творение сакрального пространства посредством изящного, где эстетика не ограничивается формальными категориями, а претендует на Высшие Смыслы. Но выставка, оставаясь секулярной, не следует строгому канону, что подчёркивается названием нынешнего проекта.
Точной цитаты из книг о. Павла Флоренского найти не удалось, но, по воспоминаниям современников, учёный и богослов в своих лекциях во ВХУТЕМАСе 1920-х годов постоянно повторял: «Культура начинается тогда, когда заканчивается культ». Как «иерофания» (Мирча Элиаде), т. е. вторжение священного, сочетается с профанной артистической «иеротопией», и является чуть ли не главной проблемой искусства уже множество столетий, и вот неожиданно она обострилась в сегодняшней России. Выставка «Вне канона» одно из следствий обострения и возможный рецепт снятия температуры в горячечных спорах».
Александр Панов, журналист
Выставка открыта 3 октября - 16 ноября 2014 в выставочных залах исторического отдела ежедневно /кроме понедельника/ с 10.00 до 17.30
Ярньюс.Нет – Ярославль
Подписаться ВКонтактеПодписаться в Telegram
Подписаться на рассылкуСообщить новость